Открытые данные: 8 лет на пути к прозрачности
13 января исполнится 8 лет как в Украине приняли закон «О доступе к публичной информации». С этого и началась эпоха борьбы за открытость и прозрачность.
C 2011 года власти теперь по закону обязаны были публиковать информацию о своей деятельности в открытом доступе. Также любой человек, вне зависимости от профессии, мог получить информацию от государственных органов, послав запрос, даже если эта информация не касалась его лично. Отдельно стоит сказать, что принятие этого закона позволило активистам и журналистам контролировать работу власти еще более эффективно. Но спустя такое длительное время государство находится только на пути к целям, поставленным в этом законе и в других законодательных актах, уточняющих и регулирующих правила публикации публичной информации.
Что говорит нам закон?
В первую очередь, стоит обратить внимание на ч.5 ст.6, где говорится, что не может быть ограничена информация о распоряжении бюджетными средствами государственными органами. То есть, все закупки, заключенные договора, оплата труда госслужащих является информацией, которую может получить любой украинец.
Далее, статья 15 говорит нам о том, что эта информация является не только открытой, но и подлежит обнародованию. То есть, органы власти, как на государственном уровне, так и на местном, должны публиковать документы о своей деятельности на своих сайтах и постоянно эту информацию обновлять. Список из 12 пунктов в первой части этой статьи по закону подлежит обязательной публикации. Пятым пунктом стали наборы открытых данных, под которые даже создали отдельный государственный сайт «Портал открытых данных».
Открытые данные и с чем их едят
Если говорить простым языком, то открытые данные – это публичная информация, которая оформлена таким способом, что ее могут использовать, анализировать, обрабатывать любые люди в своих целях. А цели могут быть совершенно разные, от проверки того, сколько школ в городе и в какую можно устроить своего ребенка, до проверки эффективности деятельности городского совета.
Так об открытых данных говорит Светлана Дубина, тренерка с открытых данных проекта “Прозорість та підзвітність у державному управлінні та послугах / TAPAS» и приводит очень показательный пример, как открытые данные работают в одной из программ медицинской сферы:
«Попри те, що тема відкритих даних в Україні постійно звучить останні кілька років, багато хто досі думає, що мова йде про звичайну інформацію на сайті центральних органів влади та органів місцевого самоврядування: новини, контакти посадовців, якісь документи чи статистику.
Насправді відкриті дані – це масиви інформації, що оприлюднюються й регулярно оновлюються розпорядниками у вигляді правильно оформлених структур, аби їх потім можна було використати. Наприклад, НСЗУ (прим. Національна служба здоров’я України) може регулярно оприлюднювати новини про те, скільки відпущено й отоварено рецептів у програмі “Доступні ліки” на своєму сайті. Однак аби чітко зрозуміти в яких областях краще працює програма, які медзаклади її ігнорують, в яких аптеках рецепти отоварюються найкраще необхідно мати не тексти з цифрами, а структуровані дані, здебільшого табличні. З ними вже можна працювати, створюючи аналітичні візуалізації, сервіси, наприклад, для пошуку найактивніших користувачів Програми.
Якщо в один момент НСЗУ припинить публікувати цю інформацію у формі відкритих даних, то журналістам, аналітикам чи громадським активістам доведеться самим формувати такі дані по новинах і звітах служби. Замість вже використовувати дані, слідкувати за станом втілення Програми, мірою її фінансування, час витрачатиметься на те, що мали б робити органи влади – на збір інформації. Так в усьому.
Сьогодні створюється багато корисних сервісів для громадян, основою яких є дані держави. І це світова тенденція! Жоден українець не піде шукати найближчу аптеку, де можна отоварити чек за “Доступні ліки”, у якісь внутрішні документи НСЗУ, заховані десь на сайті. Йому простіше зайти на сайт служби і подивитись це у візуально красивому модулі BI із мапою. Відкриті дані спрощують допомагають робити великі масиви важливої державної інформації зрозумілими для більшості користувачів. І доступність цієї інформацї, її актуальність залежатиме тільки від того, наскільки регулярно розпорядники її публікуватимуть чи оновлюватимуть»
Еще один проект созданный на основе открытых данных «Clarity Project». В нем можно узнать информацию и о юридических лицах, и о закупках, судебных делах, лицензиях и многое другое, на одной платформе. Ярослав Гарагуц, создатель проекта, говорит о важности развития открытых данных:
«Если очень коротко – Кларити (как и любые другие проекты на основе открытых данных) – это только человеческий интерфейс к данным, и без самих данных он бесполезный.
Даже без существования понятия открытых данных у нас есть понятие публичной информации – любой человек может получить от органа (практически) всё, что хочет – но запрос это дополнительное препятствие, намного удобнее, когда тебе не нужно ничего спрашивать, а всё и так лежит на поверхности.
Прозрачность органов – это тоже важный пункт. По факту, и без открытых данных можно получить много информации о их деятельности – но на это уйдут усилия. Тут же – органы сами тебе рассказывают, что они делают, и не просто на словах, но конкретными официальными данными».
Открытые данные не только делают более прозрачной деятельность госорганов, но и могут пополнить бюджет страны. Проект «Tapas», который работает в сфере открытых данных, обьясняет:
«Открытые данные в 2017 году принесли в экономику Украины более 700 млн долларов или 0,67% ВВП – об этом свидетельствуют результаты исследования «Экономический потенциал открытых данных для Украины», проведенного Киевская школа экономики в сотрудничестве с Open Data Institute (London) в рамках проекта. По заключению авторов исследования, если Украина будет продолжать публикацию данных и, в частности, обнародует наборы данных, определенные в правительственной постановлении №835, то экономическая выгода от открытых данных до 2025 года возрастет вдвое – до более 1,4 млрд долларов или 0,92% ВВП»
Миссия проекта «Tapas» – противодействовать коррупции через реформу электронного управления в Украине и внедрение лучших мировых практик в области: электронные закупки, открытые данные и электронные услуги.
Подытожим, открытые данные нужны и нам как со стороны борьбы с коррупцией, так и для развития бизнеса. Ведь чем прозрачнее проходят процессы в стране, тем более защищенными будут в ней люди, как и обычные граждане, так и представители бизнеса.
Дана публікація була створена за фінансової підтримки Європейського Союзу. За зміст публікації відповідальність несе ГО «Запорізький центр розслідувань». Зміст публікації не є відображенням офіційної позиції Європейського Союзу.
Читайте также: “Прозорро.Продажи”: как система помогает наполнять бюджеты городов Украины
Хороший ресурс. Много профессиональной журналистики. Одобряем.