Что такое Закон “Про оценку воздействия на окружающую среду” и зачем он нужен всем нам
Украина пару лет назад подписала Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. Чтобы соответствовать требованиям, пришлось принять Закона “Про оценка воздействия на окружающую среду”. В его основе лежит Директива ЕС «Об оценке воздействия отдельных планов и программ на окружающую среду» (ОВД). Что это за закон, и чего он состоит и зачем нужен, мы расскажем в этом материале.
Что такое ОВД?
Оценка воздействия на окружающую среду (Оцінка впливу на довкілля – ОВД) – это процедура, которую должны пройти фирмы или структуры власти, если они планируют сделать/создать нечто, способное повлиять на окружающую среду.
Кто должен проходить процедуру ОВД?
Под закон попадают не все проекты, а только те, деятельность которых может значительно влиять на окружающую среду. Если коротко- то это промышленность большинства видов, строительство новых коммуникаций и добыча полезных ископаемых, энергетика и хранение химической продукции и углеводов, сооружения, затрагивающие реки и действия, влияющие на подземные воды.
В законе перечислены определенные виды плановой деятельности, которые поделены на две категории. Детальнее, что входит в эти две категории, можно посмотреть в Законе “Про оценку воздействия на окружающую среду” в ст.3, п.2 и 3.
Когда и почему был принят закон?
Закон был принят 18 декабря 2017 года.
“Почему” по-умному: в его основе лежит Директива № 2001/42 ЕС «Об оценке воздействия отдельных планов и программ на окружающую среду», которую Украина обязалась внедрить в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС. Принятие закона также требовалось в соответствии с Протоколом о присоединении Украины к Договору «Об учреждении Энергетического сообщества».
“Почему” по-простому: в Европе сильно заботятся об экологии. Если мы хотим в Европу, то нам тоже нужно.
Как происходит процесс прохождения процедуры ОВД?
Прохождение процедуры ОВД состоит из таких этапов:
- определение необходимости проведения ОВД;
- направления уведомления о плановой деятельности;
- подготовка отчета по ОВД;
- общественное обсуждение отчета по ОВД;
- получения заключения по ОВД;
- получения решения об осуществлении планируемой деятельности с учетом заключения по ОВД;
- послепроектный мониторинг.
Реестр ОВД: что внутри?
Единый реестр по Оценке воздействия на окружающую среду содержит в себе сообщения о плановой деятельности, замечания и предложения общественности, Отчет по ОВД и сообщение об общественных слушаниях.
Совсем недавно реестр обновили и теперь он стал удобнее, но все еще есть некоторые минусы.
Найти интересующее вас предприятие, компанию или госструктуру вы можете по названию либо по номеру дела в реестре, если знаете. Также там можно выбрать свою область и просто посмотреть, какие сейчас компании проходят процедуру и что они планируют делать.
Что такое уведомление о плановой деятельности?
Когда предприятие решает, что их деятельность попадает под оценку и требуется разрешении от Минэнергоэко, то оно должно направить в областное управление экологии или прямо в министерство уведомление. Уже в нем должно содержаться немало информации. А именно – что и где хотят делать, технические характеристики, какое влияние на местную громаду этот проект будет иметь, какие есть риски, как он повлияет на местные экосистемы, что еще нужно доизучить для полноты картины, и еще много вещей. Полный перечень можете прочитать по ссылке: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2059-19
Что такое отчет по ОВД?
Отчет по ОВД – это документ, который описывает планируемую деятельность, территориальные и технологические альтернативы, которые рассматривались инвестором, прогнозируемое влияние на составляющие окружающей среды, а также спланированные субъектом хозяйствования меры, направленные на предотвращения, уменьшения или устранения негативного влияния.
Отчет готовится субъектом хозяйствования или нанятым им проектантом и подается уполномоченному органу для рассмотрения и выдачи заключения по оценке воздействия на окружающую среду.
Что включает отчет по ОВД?
Отчет является “развернутым ответом” на уведомление о плановой деятельности, про которое мы говорили чуть выше. В нем должны быть указаны такие вещи:
- описание места производства планируемой деятельности – где оно будет;
- цели планируемой деятельности – что будут делать;
- описание характеристик планируемой деятельности – как будут делать;
- оценка по видам и количеству ожидаемых отходов, выбросов (сбросов) – тут вроде все понятно;
- описание оправданных альтернатив – типа поиски ответа на вопрос “а как можно бы сделать все это иначе?”;
- описание текущего состояния окружающей среды – что там сейчас;
- описание факторов окружающей среды, которые предположительно подвержены влиянию со стороны планируемой деятельности – на что оно может повлиять;
- описание и оценка возможного влияния на окружающую среду планируемой деятельности – как именно оно будет влиять;
- описание методов прогнозирования, использовавшихся для ОВД – какими способами они там все вышеописанное напрогнозировали;
- описание предусмотренных мер, направленных на предотвращение, уменьшение либо устранение значительного негативного влияния на окружающую среду – как они будут уменьшать вред от своего производства;
- описание ожидаемого значительного негативного влияния на окружающую среду – минутка пессимизма, что будет в самом плохом случае;
- определение всех трудностей, выявленных в процессе подготовки отчета по ОВД – какой информации им не хватало, где слабое место в их прогнозах;
- все замечания и предложения, поступившие в уполномоченный территориальный или центральный орган – перечень всего того, что громада и общественники вроде вас и нас написали об этом проекте;
- краткое содержание программ мониторинга и контроля за влияния на окружающую среду при осуществлении планируемой деятельности – как, с помощью чего они будут отслеживать, что с окружающей средой что-то не то;
- резюме нетехнического характера информации – краткое описание всего предыдущего на максимально простом языке;
Общественные слушания: где и когда проходят?
Общественное обсуждение отчета по ОВД осуществляет уполномоченный территориальный либо центральный орган. Такое обсуждение продолжается от 25 до 35 рабочих дней. В это время общественность может подать свои предложения и замечания. Также общественность может прийти на общественные слушания и уже там задать вопросы компании, которая решила начать плановую деятельность.
Когда еще общественность может подать свои предложения?
Общественность может подать свои предложения в письменном виде в течении 20 дней после опубликования на сайте Минэнергоэко сообщения о плановой деятельности. Кроме того, еще есть пять дней для подачи замечаний уже после проведения общественных слушаний.
Где, помимо реестра, можно узнать об общественных слушаниях?
Субъект хозяйствования должен опубликовать сообщение о проведении общественных слушаний не только в реестре ОВД. Он также обязан оповестить население при помощи СМИ, которые охватывают жителей административно-территориальной единицы, где планируется деятельность. Кроме того, уведомления должны висеть на досках объявлений в органах местного самоуправления или в других общественных местах.
Главное – это гарантия донесения информации до жителей территории, на которой планируется размещение объекта, или к соответствующей территориальной громаде, которая может подвергнуться воздействию, а также к другим заинтересованным лицам.
Чем заканчивается процедура ОВД
После всех пройденных этапов уполномоченный территориальный или центральный орган выдает заключение ОВД. В нем орган определяет допустимость или недопустимость деятельности, а также определяет условия, которые должны быть учтены при допустимости планируемой деятельности.
Читайте также: «Каолиновые войны» в Вольнянском районе: история конфликта длиной в два года
Обговорення