О Запорожье и от Запорожья: что говорят в парламенте
Трибуна Верховной Рады – одно из самых статусных мест в Украине. И если фактически она немного проигрывает эфирам рейтинговых каналов, то формально она намного значимей. Поэтому мы возвращается к формату обзора – что говорят о нашем крае с парламентской трибуны, и на какие темы вообще выступают депутаты из нашей области.
Мы промониторили стенограммы заседаний Верховной Рады в период с августа 2019 по июнь 2020 года. Основной объект мониторинга – упоминание Запорожья и/или Запорожской области в любых контекстах, а также выступления запорожских нардепов, и списочников и мажоритарщиков.
Мы начали заниматься таким анализом два года назад, еще в прошлую каденцию парламента. Тогда от Запорожской области было на трех нардепов меньше – в том созыве от нас не было списочников, только мажоритарщики. Общая тенденция – новый созыв в свой первый год намного общительнее, чем прошлый на финише. При чем, особенно говорливым оказался нардеп, почти весь прошлый срок отсидевший в молчунах – о нем чуть ниже. Как и о других трендах.
Кто выступал из наших?
Самыми активными на трибунах Верховной Рады были сразу два нардепа – Владимир Кальцев и Александр Пономарев, из ОПЗЖ. Они оба высказывали свое негодование и предложили множество правок к закону о рынке земли. За усеченную версию земельной реформы выступал с парламентской трибуны и Евгений Шевченко. А еще Шевченко был среди тех, кто выступил за отставку Арсена Авакова с посты министра МВД.
Юлия Яцик, как глава подкомитета по уголовно-процессуальному законодательству, регулярно выступает по теме правок к процессуальному кодексу.
Единожды выступил Роман Соха, рассказав о важности законопроекта (2110) – о публичных электронные реестрах. Один раз выступил и Павел Мельник , который поднял проблему отсутствия эфирного сигнала Т2 в населенных пунктах Запорожской области, а также о недофинансирование медучреждений.
Дополнено: Сергей Минько из Мелитополя выступил в поддержку законопроекта 3012 о распаевке земель, которые находятся на балансе сельскохозяйственных коммунальных и государственных предприятий – чтобы простые люди получили из этих земель положенные им два гектара.
Сергей Штепа дважды выступил в июне 2020-го. Один раз он рассказывал о законопроекте, по которому депутатские обращения можно было посылать в электронном виде, а не в “старомодном” бумажном. Во второй раз он представил законопроект 2655, по которому государственные органы могли бы размещать свои базы данных “в облаке”, а не тратиться на закупку серверов и их обслуживание.
«Молчунами» оказалось меньше половины запорожских нардепов. Это Марина Никитина, Геннадий Касай, Артем Кунаев. Из списочников – Александр Кабанов, Михаил Крячко.
Что говорили о рынке земли?
Самой популярной темой для обсуждений в политическом сезоне стал вопрос открытия рынка земли. И запорожские депутаты тоже приняли участие в баталиях. Запорожские нардепы Владимир Кальцев и Александр Пономарьов сошлись во мнение и выступили против рынка земли, оценив закон как “сыроватый”.
Александр Пономарев
“Я особисто проти продажу землі, як проти і вся фракція “Опозиційна платформа – За життя”. Ряд правок, стосовно все-таки касательно суті правок. Ми дуже з вами розуміємо, що такий великий закон буде мати дуже велику кількість непрописаних поводов для маніпулювання. І ми получимо те, що закон, який ми зараз приймаємо, буде дуже і дуже сирим.”
Нардеп настаивал на большом количестве правок. Например, просил ввести ограничения на заключенные договоры продажи земли, которые были подписаны до открытия рынка, ввести уточнение относительно иностранных инвесторов и ограничить их возможности. Все правки были отклонены комитетом.
А вот Владимир Кальцев обеспокоился вопросом банков, которые получают землю в порядке взыскания ее, как залог и могут принимать решения по поводу земли в течение двух лет. Все предложенные им правки касались именно банков. Например, Кальцев предложил изменить срок удержания банками земли с 2 лет, до 6 месяцев. Также он поднял вопрос изъятия земельного в случае нарушений правил ее купли-продажи.
У Пономарева в его бизнес-холдинге есть аграрный сегмент – и выращивание зерновых, и продажа сельхозтехники. Владимир Кальцев был видным аграрием раньше, но в конце нулевых продал свои фирмы, арендовавшие паи в западной части запорожского района.
Внести правки хотела и Юлия Яцик, но уже относительно покупателей на сельскохозяйственную землю.
“ Моя правка більш чітко визначає вимоги до фізичних і юридичних осіб набувачів земель сільськогосподарського призначення. Зокрема, щоб уникнути спекуляцій з необґрунтованого продажу земельних ділянок фейковим особам, я вимагаю у своїй правці встановити такі критерії для фізичних осіб як сільськогосподарська освіта або досвід роботи у відповідній галузі, для юридичних осіб – це основний вид діяльності саме сільськогосподарське виробництво…”
А вот нардеп Евгений Шевченко выступил за открытие рынка земли «только для своих». По его мнению, мораторий на продажу земли делает фермеров бедными,а открытый рынок поможет развивать садоводство и животноводство в Украине, однако он против иностранных инвесторов и людей связанных с Соросом.
” Мораторій – це зло. Зло, яке робить селян жебраками. Продовження мораторію на продаж землі це – продовження бідності в українському селі…”
Ще скажу, у нас є така фракція “Сорос”, яка підтримувала до цього земельну реформу. А коли узнали, що ми проти елементу іноземців, відмовляються голосувати. Тому, українці, зробіть висновки, на кого ця фракція робить – для українців або для іноземців”.
Как вообще вспоминают Запорожскую область?
В контексте дороги «Мариуполь-Запорожье». Про нее говорили Ярослав Дубневич и Олег Кулинич.
Ярослав Дубневич
“І зараз ми приймаємо Закон 2039, яким знімаємо кошти, які зекономлені на дорозі Одеса – Рені і передаємо на дорогу Запоріжжя – Маріуполь. Кошти, які зекономлені на дорозі Одеса – Рені”
Олег Кулинич
“Мова йде про ті роботи, які вже були виконані, куди входить навіть така дорога, як Маріуполь-Запоріжжя, яку наш Президент обіцяв, що вона буде зроблена і профінансована, і інші дороги. Як з цими речами буде? Чи будуть ці роботи профінансовані і чи ми заспокоїмо людей, тому що нам постійно телефонують і представники органів місцевого самоврядування, і наші виборці, і хвилюються внаслідок такої величезної проблеми?”
В контексте земель поселка Тепличный
Два народных депутата из Батькивщины, Вадим Ивченко и Сергей Наливайченко, выступили о ситуации с землями вокруг Тепличного поселка. Речь идет о земельных паях, которые жители Тепличного получили еще в те времена, когда поселок входил в Вольнянский район. Правда, выразились они так туманно, что потребовалось дополнительно прояснять, о чем именно идет речь.
Сергей Наливайченко
“ В Запоріжжі відбувається абсолютно незаконна акція, коли до міста приєдналося село, і 45 людей зараз, поки парламент байдуже спостерігає за цим, позбавлені права володіння на земельні паї, які, вдумайтесь друзі, отримали вони 20 років тому. Тобто ще не ухвалений цей законопроект, а вже у людей забирають земельні паї і святе право на приватну власність на рідну землю.Я вважаю, що якщо це правдивий підхід від монобільшості, має виїхати зараз в Запоріжжя аграрний комітет, Голова Верховної Ради мав би підписати таке розпорядження і там захистити 45 українців від того, що у них зараз забирають незаконно землю.”
Вадим Ивченко
“Приєднання територіальних громад сільських рад до великого міста – до такого міста, як Запоріжжя. Місцева рада міста Запоріжжя подала в суд на скасування державних актів 45 людям, які отримали давним-давно свої паї. І бездіє центральна влада і не звертає на це увагу. Яким чином ми можемо запускати ринок, коли в країні процвітає рейдерство і захисту від аграрного рейдерства, в тому числі питання землі у нас немає?”
И о коррупции вообще. Чаще всего в своих речах Запорожье упоминал Сергей Соболев, уроженец Запорожья, у которого до сих пор осталось множество связей в Запорожской районе. С трибуны он поднимал вопрос о строительстве мостов, называя их самым знаменитым памятником коррупции. Рассказывал о большом количестве черных нотариусов в нашей области и проблеме передачи имущества, а также о рынке земли.
Что изменилось?
Как мы уже писали в начале – эта каденция оказалась более говорливой, чем прошлая. И говорит на более разнообразные темы. Когда мы начинали писать наши обзоры, анализируя выступления еще 2018-го года, то тогда основным спикером был Вадим Кривохатько, у которого была единственная тема – экс-губернатор Константин Брыль. Александр Пономарев, исправно отмолчавший большую часть прошлой каденции, в этом сезоне выступал непривычно много против нелюбимого его партией рынка земли.
Обговорення