Конкурс с душком: как “Вельтум-Запорожье” стал главным ассенизатором города
Компания “Вельтум” теперь монополист на запорожском рынке вывоза не только твердых, но еще и жидких отходов. Ответом стала провокационная акция с ассенизаторской машиной под стенами горсовета в день сессии. Как так получилось, есть ли техника у “Вельтума” и что теперь будет с частниками, разбирался “Запорожский центр расследований”.
В начале прошлого месяца на сайте горсовета Запорожья появилась новость о том, что компания “Вельтум” расширяет спектр услуг по утилизации отходов и будет вывозить не только твердые бытовые отходы, но и жидкие. Кроме того, “Вельтум” становится единственным поставщиком таких услуг.
После чего, в день июньской сессии под мэрию приехал ассенизаторский автомобиль с фотографией Владимира Буряка. На место прибыла полиция, которая задержала водителя.
Хоть новость на сайте горсовета появилась недавно, оказалось, что рынок жидких отходов “Вельтум” монополизировал еще в октябре прошлого года, однако об этом нигде не сообщалось.
Немного манипуляции здесь, немного сокрытия там
Компания “Вельтум” получила право вывоза жидких бытовых отходов благодаря конкурсу, который выиграла еще в октябре прошлого года. К прозрачности этого конкурса с признаками монополии еще тогда были вопросы, о чем писал “Запорожский центр расследований”, и вот сейчас они возникли снова.
Так, согласно Закону Украины “Про отходы”, бытовые отходы включают в себя не только твердые, а и крупногабаритные, и ремонтные. И, собственно, жидкие, которые образуются в доме при отсутствии централизованного водоснабжения и канализации и хранятся в выгребных ямах. Да, мы говорим о классическом туалете на даче или в частном секторе.
Тогда никто особенно не обратил внимание на этот нюанс в конкурсе, а в новости про победителя на сайте мэрии и вовсе умолчали об этом факте.
Из сообщения видим, что речь идет исключительно о твердых бытовых отходах, и ни слова не сказано про другие виды такие, как жидкие, крупногабаритные или ремонтные.
Это стало понятно постфактум лишь из официального публичного договора, размещенного на сайте “Вельтума”, где перечислялись все виды отходов, охваченных договором, и как по ним оказываются услуги.
И вот только сейчас, спустя восемь месяцев после конкурса и через 5 месяцев после начала действия договора, запорожцам решили сообщить, что теперь “Вельтум” вывозит еще и жидкие отходы. И не просто вывозит, а становится единственным поставщиком этой услуги. Не исключено, что вскоре мы узнаем о еще нескольких новых услугах от “Вельтума”.
Кому навредит такая монополия
Разумеется, что такая монополизация рынка вывоза жидких бытовых отходов навредит в первую очередь частникам, которые раньше работали в этой сфере.
Жидкие отходы вывозятся на “поля фильтрации” коммунального предприятия “Водоканал”, которые находятся недалеко от поселка Балабино.
Раньше частники заключали договоры с “Водоканалом”, чтобы сливать отходы в этом месте. Или могли договориться за наличные из рук в руки – в силу “сложноучитываемости” операции. Теперь из-за того, что “Вельтум” становится единственным поставщиком услуги, с частниками просто не продлят контракты. Тариф “Вельтум” установил следующий – 203,59 грн за метр кубический.
Хотя, один из запорожских телеграм-каналов написал, что после обещания забастовки и акции под стенами горсовета Владимир Буряк дал распоряжение директору “Водоканала” Никифорову продлить договоры с частниками до конца этого года. Однако ни письменно на сайте горсовета, ни устно на сессии такого распоряжения дано не было. Видимо решение принималось где-то в кулуарах.
А была ли техника?
Еще один вопрос возникает по наличию у “Вельтума” специальной техники для вывоза жидких отходов. Так, согласно квалификационным требованиям конкурса у победителя должно быть “достаточное” количество специально оборудованных транспортных средств для вывоза отходов (твердых, крупногабаритных, ремонтных, жидких). Четкое количество техники с расчетом на количество объектов, которые будет обслуживать победитель конкурса, не указано.
В протоколе голосования тоже не указывается четкое количество специальных машин для вывоза отходов, как твердых, так и жидких:
“Заявлена ТОВ “ВЕЛЬТУМ-Запоріжжя” кількість транспортних засобів достатня для надання послуг з вивезення побутових відходів на території міста Запоріжжя”.
Что касается двух других участников конкурса, это компания “Умвельт Украина” и “Граник”, то в протоколе указано, что “за наявною конкурсною документацією неможливо визначити достатню кількість спеціально обладнаних транспортних засобів”.
“Запорожский центр расследований” решил узнать, какое четкое количество техники попадает под понятие “достаточно” и сколько ассенизаторских машин предоставил на конкурс “Вельтум”.
Оказалось, что достаточное количество техники для обслуживания частных домов без канализации и водоснабжения определяет сама компания, которая подается на конкурс.
“Вельтум” посчитал, что для обслуживания 6346 домов (многоквартирных и частных) необходимо 9 автомобилей, а у компании в распоряжении имеется даже на одну машину больше.
И, по всей видимости, эти заявленные 10 машин тоже были указаны, как частные, действующие по договору с Вельтумом. Ведь в автопарке “Коммунасантрансэкологии” и “Вельтума” никогда не замечали ассенизационных цистерн.
И что?
Теперь в Запорожье у жителей домов с выгребными ямами уже нет выбора, у кого заказывать услуг по откачке жидких отходов. А частные небольшие фирмы или просто люди, которые имели ассенизаторские машины и зарабатывали на этом деньги, встанут перед выбором – заключать договор с “Вельтумом”, как субподрядчик, или уходить из бизнеса.
И скорее всего это еще не конец. Учитывая, что “Вельтум” стал главным мусорщиком по всем видам бытовых отходов, то вскоре вполне можно ожидать сообщений о “новых” услугах по вывозу строительного и крупногабаритного мусора. А это еще несколько десятков небольших частных фирм, которые также лишатся заработка.
Читайте также: Запорожский мусор для своих: подставной конкурс и завышенный тариф
Обговорення