Долги Запорожья: будем возвращать около полумиллиарда каждый год

Зображення завантажується

Последние два года мэрия Запорожья активно берет в долг деньги на городские проекты. Долгов набрали почти на два миллиарда, и гасить их будут всю следующую каденцию – до 2025 года. Каждый год теперь мы будем отдавать от 600 до 400 миллионов гривен. Общая сумма с процентами к возврату – около 2,7 миллиардов, или 3500 гривен с каждого запорожца.

“Мода” активно брать кредиты для развития городов появилась на старте реформы децентрализации. В первые годы реформы городские советы получили больше денег в свои бюджеты. И тогда же возник соблазн брать в долг – с хорошим бюджетом развития и кредитными деньгами вполне посильно вложить миллиард гривен на крупный проект. До Майдана, даже с учетом “доллара по восемь”, города не могли тратить сопоставимые суммы на свою инфраструктуру. Но не все мэры и горсоветы успели в “окно возможностей” – когда денег было больше, а центральная власть еще не успела “перевесить” на места медицину и образование. 

Кроме того при заимствовании был выбран простой путь – брать деньги у украинских банков с их высокими процентными ставками. 

У кого берут деньги?

С 2018 года городской совет Запорожья начал активно брать кредиты в госбанках – «Укргазбанке» и «Ощадбанке». Общая сумма кредитных средств, которые взял за два года город и коммунальные предприятия, составляет – 1 миллиард 906 миллионов гривен. Из них на «Укргаз» приходится 1 миллиард 153 миллионов гривен, на «Ощад» – 753 миллиона.

Все крупные кредиты взяли сроком на пять лет. Кредит по наибольшей процентной ставкой предоставил «Украгазбанк» в 2019 году. Его общая сумма составила 300 миллионов гривен с 18,5% годовых (изначальная процентная ставка в 19,5% годовых была изменена в июне 2020 года).

Кредит с наименьшими годовыми процентами будет выплачиваться «Ощадбанку». В 2019 году банковское учреждение выделило городу 300 миллионов гривен под 19,5% годовых, но в июне 2020 года ее снизили до 16%.

Средняя процентная ставка по другим четырем кредитам городу находится в диапазоне 17,5% -17,6%. Под такие кредитные обязательства взяли еще 953 миллиона гривен.

На сентябрь 2020 город выплатил 98,8 миллионов гривен по двум кредитам перед «Укргазбанком» и «Ощадбанком». То есть, большая часть выплат еще ожидается. Полностью погасить кредиты, при успешном стечении обстоятельств, планируется в 2025 году.

А уже “условно отдельно” брал кредит «Международный аэропорт «Запорожье» – еще  13 миллионов долларов США у «Укргазбанка» в 2018 году. “Условно отдельно” – так как под гарантии города. То есть, если аэропорт не сможет рассчитаться, то за него будет отдавать уже напрямую городской бюджет – как и остальные, перечисленные выше долги. Под кредит кредит заложили имущество муниципального футбольного клуба «Металлург», а точнее  – весь стадион  «Славутич-Арена».

На что брали деньги?

Целью большинства кредитов было строительство в аэропорту.  На сессиях городского совета кредиты согласовывались в первую очередь, как средства на аэропорт. А  затем финансирование остальных бюджетных затрат шло по «остаточному» принципу на более размытые цели. В частности – обновление автопарка общественного транспорта «Запорожэлектротранс» и капитальный ремонт дорог.  

В 2020 году в список “прочих целей” для кредитов добавилось финансирование инфраструктуры ЖКХ, социальных объектов, а также обновление материально-технической базы коммунальных учреждений.

Если говорить о конкретных цифрах, то в 2019 году взяли кредит в 300 миллионов гривен под 19,5 % годовых, из которого не менее 180 миллионов должно было быть направлено на аэропорт. В остальных случаях условия кредитования не предусматривали конкретных сумм, которые должны были пойти именно на аэропорт.

Согласно отчетности, которые представляли профильные ведомства в горсовет, на строительство только пассажирского терминала в аэропорту было потрачено более 700 миллионов гривен заимствованных средств. Это без учета других работ в аэропорту – ограждения, систем слежения и прочего. 

На коммунальное предприятие «Запорожэлектротранс» с 2018 по 2020 потратили в общей сложности порядка 575 миллионов гривен. Оба коммунальных предприятия, стали главными «поглотителями» кредитных средств.

А вместе с тем, деньги уходили на обычные текущие работы – дороги, озеленение, и все то, что планово должно финансироваться из бюджета. А если на “текучку” денег нет, то надо затягивать пояса и разбираться, почему так получилось, а не сразу тянуться за “кредитной карточкой”. 

На что разумно было бы тратить кредиты, кроме текущих затрат? На модернизацию теплосетей – чтобы все мы платили в отопительный сезон меньше.  

С запуском рынка газа в 2015-м году стоимость и подогрева воды, и отопления резко повысилась. И естественным шагом власти должны были стать меры по латанию изношенных труб и снижению потерь тепла. Но деньги на модернизацию шли мизерные. 

Для примера, в 2020 году в мэрии согласовали проект модернизации концерна “Теплосети” в 15,7 миллионов гривен. Проект должен снизить затраты при производстве тепла и окупиться через два года. В 2021 году в “Водоканал” инвестируют 39,1 миллиона гривен и проект должен снизить затраты и потери водоснабжения. 

Суммы финансирования проектов на порядок меньше, чем строительство аэропорта и в разы меньше, чем кредиты на кусты-дороги, но их внедрение касается буквально каждого горожанина. Более активное инвестирование в теплосети, с их потерями тепла на десятки миллионов гривен, могло бы снизить затраты каждой квартиры на отопление – с тысячи-полутора до семисот-тысяч гривен. С таких вложений кредит отдавать намного логичнее, чем с красивого “статусного” терминала, который типа ворота города

Где берут деньги другие города?

Учитывая, что 2020 год еще не закончился, для примера можно взять заимствования, которые брали запорожский и другие горсоветы в 2019 году. Данные по кредитным обязательствам публикуются в отчетах Министерства финансов ежегодно.

Согласно данным Реестра заимствований Запорожский городской совет взял два кредита (у “Укргазбанка”) со ставкой в 19,5% общей суммой в 600 миллионов гривен. На аналогичных условиях 600 миллионов взял Днепровский горсовет. Под 19,5% годовых взяли кредиты Винницкая городская ОТГ (на 249 миллионов гривен) и городской совет Энергодара (100 миллионов гривен). Эти кредиты имеют наибольшую процентную ставку согласно данным Минфина.

В этой ситуации кредиты для Запорожья не выглядят совсем уж невыгодными. Однако не все города Украины брали кредиты в украинских банках. Мариупольский городской совет взял внешний кредит у Международной финансовой корпорации на 12,5 миллионов евро под 6,5% процентов годовых. Это единственное заимствование городского совета Мариуполя с 2018 года. То есть, в Мариуполе не только брали кредиты на более выгодных условиях, но и в гораздо меньших объемах. В кризисный 2020 год город вошел без миллиардного долга банкам. А Винницкая городская ОТГ взяла еще один внешний кредит (у НЕФКО) на 14,8 миллионов гривен под 3% годовых. Но есть одно “но”… 

… За дешевый кредит нужно побороться

Если посмотреть на картину долговых обязательств городских властей по стране, то можно отметить тенденцию – некоторые города пытались брать кредиты не только в украинских банках, но и у иностранных финансовых учреждениях. Украине еще далеко до финансовой стабильности и дешевых кредитов, которые являются нормой в странах с развитой экономикой. Поэтому у нас высокая учетная ставка, и кредиты “от отечественного производителя” дороги. Но чтобы получить дешевые кредитные деньги от иностранцев, под 5-7 процентов годовых, надо напрягаться чуть больше – соответствовать другим стандартам учета и отчетности.

Городские власти Запорожья предпринимали попытку получить получить кредиты на более выгодных условиях, но с выполнением более высоких требований. В 2019 году мэрия начала вести переговоры с «Международной финансовой корпорацией» (IFC).  Переговоры дошли до стадии согласования сотрудничества с организацией и планами получить 53 миллионов евро двумя траншами в 23 миллиона (2020 год) и 30 миллионов (2021 год). В городском совете поддержали это решение. В марте 2020 года проект решили пересмотреть с целью увеличить сумму до 55 миллионов, а также получить все деньги одним траншем. Горсовет поддержал такое предложение.

На данный момент неизвестно продолжилось ли сотрудничество с международной организацией. В ответе на запрос на профильный департамент, занимающийся финансами, этот кредит не указывается, и мэрия о подписании этого договора также не сообщала. На сайте IFC, где должны публиковать данные обо всех проектах организации, договор с Запорожьем не фигурирует.

Этот договор предусматривал работу специалистов IFC, которые должны были следить за использованием средств по кредиту. То есть, они не только собирались дать деньги горсовету, но еще и следить за их использованием. И проверять, насколько реально работы, сделанные за кредитные деньги, влияют на улучшение жизни в городе. Деньги дешевле, но строже, чем в обычном украинском банке, который как банкомат с кредиткой. 

Также, в июне горсовет Запорожья согласовал присоединение к европейскому соглашению о сокращении выбросов в городе. Договор предусматривает сокращение выбросов углекислого газа в Запорожье 30% до 2030 года. Под модернизацию с сокращением СО2 тоже могут дать дешевый кредит, и, по всей видимости, это стало поводом для власти присоединиться еще и к данному соглашению. Другое дело, что фактически в Запорожье основную массу двуокиси углерода дает частная промышленность, а не муниципальный сегмент – и вряд ли наши чиновники могут предложить потенциальным кредиторам нужный им процент снижения выбросов СО2. 

Выпустить облигации, как Львов?

В сентябре депутат горсовета и кандидат в мэры Виталий Тишечко заявил, что Запорожью следовало выпускать облигации вместо того, чтобы брать кредиты. Как пример, он привел опыт Харкова и Львова. Действительно Львовский горсовет в 2020 году сумел получить 600 миллионов гривен у «Укргазбанка» под 8,5% годовых за этот вид ценных бумаг. Однако ситуация с таким видом  заимствования денег не так проста, как выглядит на первый взгляд.

Согласно данным Минфина, Львов продавал свои облигации и в 2019 году. Городской совет продал облигаций тому же банку на 300 миллионов гривен под 17,7% годовых. То есть не на таких выгодных условиях, как в 2020 году.

Кроме мэрии Львова облигации на крупные суммы денег выпускал и Харьковский городской совет. В случае Харькова условия были далеко не такими выгодными. Так в 2019 году Харьков выпустил облигаций на 250 миллионов гривен и продал их «Укргазбанку» под 18% годовых. В 2020 году Харьков повторил эту финансовую операцию на тех же условиях.

То есть, облигации не всегда являются более выгодными для городского бюджета, чем кредит. Более того, условия выпуска облигаций имеют жесткое регулирование и ограничения со стороны законодательства. К примеру, нельзя выпускать облигации если есть проблемы с выплатами долговых обязательств.

Так что предложения отдельных кандидатов в мэры выпустить облигации – это не правильная альтернатива, а скорее предвыборная манипуляция и “шило на мыло”.

Что дальше?

Пока не видно, чтобы запорожская власть умерила свой “аппетит на кредит” Ранее деньги активно вливались в строительство пассажирского терминала аэропорта Запорожья, сейчас этот проект подходит к концу. Однако останавливаться на достигнутом в мэрии не хотят.

На августовской сессии городского совета был принят проект решения, который разрешил руководству коммунального предприятия «Запорожэлектротранс» брать ипотечные кредиты. Теперь предприятие может взять кредит в 45 миллионов гривен под 13% годовых. При этом под кредит можно заложить коммунальное имущество. Право подписи таких договоров получил генеральный директор коммунального предприятия.

Таким образом, можно ожидать, что кредитная история города дополнится новыми заимствованиями теперь и от коммунального предприятия «Запорожэлектротранс», которые оно будет брать самостоятельно.

Если сделать грубые подсчеты того сколько денег по кредитам города должен каждый житель города, то уже сейчас выходит 2,6 тысячи гривен. При этом нужно учитывать, что с этого года начались серьезные проблемы с наполнением городского бюджета. В этому году бюджет города недополучит 1 миллиард гривен и ожидаемый дефицит бюджета составит 500 миллионов гривен.

При этом пик выплат по взятым кредитам еще не начался. Самые большие траты для города должны начаться с 2021 года, когда первые кредиты будут еще не погашены, а по взятым в 2020 году нужно будет уже платить (кредиты имеют отсрочку на год по выплатам). Фактически уже набранные долги будут выплачены лишь к концу каденции еще не избранного городского совета. 

Сколько теперь Запорожью придется отдавать? 

Давайте попробуем прикинуть прямо в “в лоб”. Уберем  усложняющий фактор, что у разных кредитных линий отсрочка по выплатам начинается с разницей в год, пусть она начинается сразу. И посчитаем вместе долговые обязательства и города, и аэропорта – раз уж городская власть гордится им каждый день. 

То есть, мы получаем общую сумму кредита в 1,9 миллиарда гривен, сроком на пять лет, и делаем довольно “оптимистичную” процентную ставку в 17,5 годовых. И вводим эти исходные данные в обычный онлайн-калькулятор кредитов – https://finance.ua/ua/calc/credit 

Получаем табличку, с ежегодной выплатой тела кредита в 380 миллионов. Но ведь нужно отдать с процентами – а это уже будет 2,745 миллиарда. Выплаты по процентам постепенно снижаются от 300 до 36 миллионов гривен. Если же суммировать тело и проценты, то выходит примерно такая разбивка по годам. 

  • Первый год – мы отдаем 682 миллиона гривен
  • Второй год – мы отдаем 615,5 миллионов гривен
  • Третий год – мы отдаем 549 миллионов гривен
  • Четвертый год – мы отдаем 482,8 миллиона гривен
  • Пятый год – мы отдаем 416 миллионов гривен

И поэтому в новой каденции Владимир Буряк будет “продовжувати розпочате” в довольно скромных размерах – размахнуться, как раньше, будут мешать набранные долги. Но сегодня городская власть молчит о том, что будет завтра.

Андрей ЗАДОРОЖНЮК
Сергей СИДОРОВ

Обговорення

Підписатися
Сповістити про
guest
1 Коментар
Вбудовані Відгуки
Переглянути всі коментарі
trackback
За 2023 рік Запоріжжя сплатить до 160 мільйонів гривень по “кредитах Буряка” – Громадське Місце Запоріжжя
02.11.2023 16:08

[…] ми писали статтю про міські борги три роки тому, то оцінювали суми до повернення десь у […]